Что такое компетентностный подход и зачем он нужен в вашем классе

В последнее время все чаще говорят про 21st century skills или компетенции 21 века. Что это за компетенции и зачем их развивать? Мы же уже учим детей языку, неужели этого недостаточно?

Как появился компетентностный подход?

Идея не нова – еще в 70-х годах ХХ века в США и Великобритании начали противопоставлять специальные профессиональные знания и умения компетенциям – универсальным составляющим любой успешной профессиональной деятельности. Полным ходом идущая глобализация и все сильнее меняющийся мир уже не мог гарантировать стабильность. Если раньше большинство людей знало, чем будет заниматься всю жизнь еще с детства, то теперь старые профессии исчезали, а новые появлялись все быстрее, и встал вопрос, можем ли мы научить и научиться компетенциям, которые повысят шансы на успех при любых перипетиях карьерного пути.

Так возник компетентностный подход. Его суть в том, что школа должна не столько обеспечить студента знаниями, сколько подготовить его к жизни.
Основные принципы компетентностного подхода.

Обучение должно:

  • научить самостоятельности, т.е. использовать свой социальный опыт в решении проблем в различных сферах и видах деятельности;
  • научить учиться: ставить цели и задачи обучения, искать информацию и выбирать из нее самое необходимое, находить оптимальные способы добиваться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками;
  • научить ориентироваться в ключевых глобальных проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных;
  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
  • научить ориентироваться в источниках информации;
  • развить критическое мышление и способность решать поставленные проблемы и задачи.

Развитие компетенций 21 века – навыков, необходимых современному человеку – в настоящее время включены в требования к школе как в России, так и во всем мире. А как вы считаете, нужно ли развивать эти компетенции на уроках английского языка?