Три факта о нашей памяти, которые помогут вам в обучении
Магическое число Миллера
Вы выписали из урока 20 новых слов по теме, плюс примерно 10 из текста. Реально ли запомнить их все разом? Скорее всего, нет. Ученый Миллер в 1956 году выяснил, что наша кратковременная память ограничена и мозг взрослого человека может запомнить около 7 слов (+/- 2), поэтому вам вряд ли удастся выучить больше этого количества.
Однако, более современные исследования показали, что если учить слова не отдельно, а в связке , то они воспринимаются мозгом как одно целое и в результате вы запомните больше. Например, фраза “How are you?” займет один слот в памяти, а не три. Поэтому, если хотите выучить больше – учите устойчивые выражения.
Кривая забывания Эббингауза
Еще в 1885 году немецкий ученый Эббингауз рассмотрел, как быстро информация стирается из нашей памяти и пришел к выводу, что если повторять заученное с определенными интервалами, то можно будет сохранить знания навсегда.
Итак, если вы хотите выучить, скажем, неправильные глаголы так, чтобы они у вас и спустя 10 лет от зубов отскакивали, наука говорит нам делать это по такому графику:
- первое повторение — сразу по окончании чтения;
- второе повторение — через 20—30 минут после первого повторения;
- третье повторение — через 1 день после второго;
- четвёртое повторение — через 2—3 недели после третьего;
- пятое повторение — через 2—3 месяца после четвёртого повторения.
Для закрепления информации в памяти навсегда другие ученые, Б. Салливан и Х. Томпсон, рекомендуют похожий график:
- первое повторение — через 5 секунд, второе — через 25 секунд, третье — через 2 минуты, далее — через 10 минут, затем через 1 час, через 5 часов, 1 день, 5 дней, 25 дней, 4 месяца, 2 года и т.д.
С такими подробными инструкциями остается только одна проблема – не забыть, когда у вас по графику следующее повторение.
Теория когнитивной нагрузки
Эта теория памяти напрямую связана с обучением и призвана сделать его наиболее эффективным. Итак, чтобы запоминать материал как можно лучше, важно следовать следующим принципам.
Принцип разделения внимания — необходимо заменять несколько источников информации, которые разделены в пространстве или времени, одним интегрированным источником информации, например, видеокурсом с заданиями. Из натасканных из разных мест источников будет сложнее создать цельную картину.
Принцип модальности. Как известно, люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Первые лучше всего воспринимают информацию, которую могут увидеть, вторые – услышать, а третьи – потрогать или сделать на практике. Намного эффективнее, когда информация подается на разные сенсорные каналы одновременно: например, диаграммы и графики демонстрируются на экране, а пояснение дается устно. Поэтому, для максимальной выгоды можете, например, одновременно читать книгу и слушать ее аудиоверсию.
Принцип осознанности. Ученые выяснили, что нашему мозгу очень сложно запоминать разрозненные факты, которые никак не связаны с предыдущими имеющимися у нас знаниями или опытом. Так, например, если дать учащимся два списка из 10 слов, первый из которых будет собран в случайном порядке, а во втором будут слова по одной теме, то совершенно естественно, что лучше запомниться второй список. Как нам это использовать? Учите слова из одной группы вместе, а если это не выходит, придумывайте ассоциации сами. Например, постарайтесь запоминать слова не отдельно, а связать их какой-нибудь историей.
А вы пользуетесь какими-нибудь из этих правил?