Кривая обучаемости – почему кажется, что прогресса нет и почему это нормально
Вспомните себя, когда вы только начинали учить язык. Каждое слово дается с большим трудом, ничего непонятно, и, кажется, что никогда не научишься. Однако, со временем все идет легче и легче, уроки становятся понятнее, вы чувствуете, что можете все и уже почти готовы общаться с носителями языка, и тут, внезапно, где-то на уровне Intermediate что-то идет не так: язык словно прилипает к небу, выражать мысли безумно сложно, тексты в учебнике вызывают ступор, а новая лексика никак не запоминается, хоть весь день над ней сиди.
Звучит знакомо? Это потому, что с такой ситуацией сталкивается каждый. Ученые называют ее кривой обучаемости (learning curve). Как правило, способность сохранять в памяти новую информацию максимальна после первых попыток освоения данной деятельности, затем скорость обучения постепенно снижается, что означает необходимость большего числа повторений для усвоения материала.
Как мы видим на графике, вначале процесс идет медленно, потом резко стартует вверх, а потом снова замедляется, и идет уже более плавно.
Что это значит на практике? Во-первых то, что ваши чувства нормальны. Да, замедление прогресса фрустрирует и кажется, что язык надо бросать, потому что ничего нового уже не выучишь. Тем не менее, это не только естественный и нормальный процесс, но и отсутствие прогресса тоже видимое. Он просто становится медленнее и может потребовать чуть больше усилий. Такого быстрого улучшения как в начале уже не будет, зато это время для того чтобы начать расти вглубь. Улучшайте свои знания, узнавайте новое, совершенствуйте свой язык и достигайте мастерства!