Teacher Talking Time: его плюсы и минусы
Что такое ТТТ? Если вы преподаете уже какое-то время и читаете какие-нибудь книги или статьи по преподаванию, то вы наверняка знаете, как расшифровывается эта аббревиатура. ТТТ – teacher talking time – сюда входит все, что учитель говорит на уроке. И отовсюду слышатся призывы это время сокращать? То есть говорить много – плохо?
Давайте попробуем разобраться.
Минусы ТТТ
Чем больше на уроке говорит учитель, тем меньше есть времени на то, чтобы поговорить. у студентов. Если подумать об этом с их точки зрения, то если при оплате часового занятия они говорят 10 минут, а все остальное время говорит учитель, то их деньги пропали даром.
Все мы помним безумно харизматичных школьных или вузовских учителей, у которых всегда была наготове забавная история или свежий анекдот, которым они сразу же спешили поделиться с классом к слову или не к слову. С одной стороны, все их обожали, а с другой (давайте признаем честно) знаний с их уроков мы особо много не вынесли.
Зачастую учитель много говорит из самых лучших побуждений, желая помочь ученику с ответом. Такие учителя не выносят даже малейших пауз и сразу стремятся прийти на помощь. Чем это плохо? Во-первых, всем нужно разное время на то, чтобы подумать и сформулировать ответ. Если мы сразу отвечаем за студента и предлагаем ему нужное слово, даже не дав время вспомнить его, то учебного процесса, по сути, не происходит. А еще наши студенты начинают слишком сильно полагаться на преподавателя. Зачем напрягаться, если и так за вас ответят.
Если учитель все время говорит, то внимание студентов рассеивается очень быстро, они начинают считать ворон и мысленно составлять список покупок. Результат – они не работают.
Если всю информацию дает учитель, у студентов не формируется привычка к самостоятельному обучению. А, к сожалению, преподавателя по английскому в чемодан не засунешь и в поездку не повезешь. И даже по телефону консультироваться, скорее всего, не получится.
Что же делать? Молчать, как рыба об лед? Конечно, нет, потому что ТТТ – не всегда плохо.
Плюсы ТТТ
Преподаватель – отличный ресурс иностранной звучащей речи, особенно в России, где студенты не избалованы носителями языка. Именно преподаватель дает правильную языковую модель, произношение и еще один источник аудирования.
Правильными вопросами можно направить дискуссию в нужное русло, поддержать дисциплину, дать инструкции и много чего еще.
Персонализация – ключ к мотивации. Вовремя рассказанная история или пример может дать студентам гораздо больше, чем аудирование из учебника. Ведь всегда интереснее послушать не про абстрактную Мэри Питерс, а про знакомую и любимую Марию Ивановну Петрову. Да и своими мыслями потом легче делиться.
А как вы считаете, Teacher Talking Time – зло или благо? Следите за этим на своих уроках?